Версия для слабовидящих

ГлавнаяМненияТихая проблема

Тихая проблема

Елена Береговая

25.03.2021

Каждый родитель должен быть уверен в том, что он находится под защитой государства, что бы ни случилось. И даже если ничего не случилось. Сейчас поддержка сфокусирована на семьях в трудной жизненной ситуации, что, безусловно, очень важно. Но помощь нужна и тем, у кого всё относительно неплохо. Ведь мы хотим, чтобы люди заводили больше детей, правильно? Между тем, чем семья благополучнее, тем более ответственно в ней принимается решение о пополнении: тщательно оцениваются возможности и учитываются дополнительные издержки.

Я называю демографию «тихой проблемой». С одной стороны, все понимают ее важность, а с другой, демография – это разговор про завтра. Ну а завтра будет завтра – нам бы только ночь простоять да день продержаться. Бедность, социальное сиротство, болезни, одинокие старики и люди с инвалидностью – это всё насущные проблемы, требующие оперативного решения. А демография сама по себе не является проблемой, от которой зависит благополучие отдельно взятого человека, живущего здесь и сейчас. Так рассуждают и обыватели, и чиновники, тонущие в задачах, требующих немедленного решения.

Тем не менее, демография стоит над всем, чем мы так озабочены. Она и причина наших бед, и их следствие. Вот почему мы наконец решили поднять вопрос о демографии на уровне нашего Совета, впервые за почти десять лет его существования. Для нас это попытка посмотреть комплексно на весь блок социальных вопросов, которыми мы так активно занимаемся, в разрезе одной единственной цели – сбережения и преумножения человеческого капитала.

У нас есть десятки программ в социальной сфере и здравоохранении, которые косвенно направлены на улучшение демографической ситуации. Есть даже отдельный нацпроект «Демография». Но ни гражданское общество, ни государственные ведомства не рассматривают использование имеющихся у них инструментов в контексте проблем демографии.

Государство традиционно ставит перед собой цели в виде числовых показателей: к такому-то году должен быть такой-то прирост того-то. Причем неважно, идет ли речь о надоях у коров или о рождении детей у россиян. Под этот числовой «прирост» в дальнейшем подгоняются конкретные мероприятия. Всех интересует цель, но не исходные обстоятельства, в которых, как ожидается, всё будет расти и колоситься. При таком подходе, нет, не будет. В тундре не растут арбузы.

Для того чтобы наша деятельность была более осмысленной, на мой взгляд, нужно не только ставить цели, но и работать с первопричинами проблем. Вот несколько фактов, с которыми нам предстоит иметь дело в ближайшем будущем.

Факт первый. Средний возраст родителей на момент рождения первого ребенка сместился к 28 годам.

Факт второй. Почти треть россиян считают, счастливая жизнь вполне возможна без детей.

Факт третий. Половина россиян в возрасте 18-35 лет не считают брак желаемым условием для рождения ребенка.

О чем нам говорит эта информация? Во-первых, чем позже люди заводят первого ребенка, тем меньше у них остается времени на второго, третьего и последующих. Во-вторых, если треть россиян не связывает свое личное счастье с детьми, то надо разбираться, что делает россиян счастливыми, и как в этот их прекрасный мир ввернуть хотя бы одного ребенка, а лучше двух. В-третьих, если огромная часть населения не ставит знак равенства между браком и деторождением, то на какой базе они вообще хотят заводить и поднимать на ноги своих детей? Это очень интересный вопрос, учитывая, что государственная пропаганда в сфере повышения рождаемости, а вместе с ней и меры поддержки, сегодня заточены исключительно под классический образ семьи, где мама, папа и семеро по лавкам.

Современная Россия – страна с преимущественно городским образованным населением. Стимулировать здесь рождаемость с помощью традиционалистских месседжей, как минимум, бесполезно. А в худшем случае и вовсе может отвадить от желания заводить детей всех тех, кто не вписывается в эти социальные рамки. У нас огромное количество женщин, которых награждают клеймом «мать-одиночка», а вместо уважения – оплакивают и даже осуждают. Мол, одна, без мужика, а еще троих детей нагуляла.

Вот почему, на мой взгляд, сегодня крайне актуальна пропаганда не столько образцовой многодетной семьи, сколько родительства как такового. Быть мамой – это здорово! Быть папой – круто! Родитель и родительство – вот что должно стать модным и привлекательным. А дальше люди сами разберутся в зависимости от своих личных обстоятельств, какую именно семью они в состоянии построить.

При этом каждый родитель должен быть уверен в том, что он находится под защитой государства, что бы ни случилось. И даже если ничего не случилось. Сейчас поддержка сфокусирована на семьях в трудной жизненной ситуации, что, безусловно, очень важно. Но помощь нужна и тем, у кого всё относительно неплохо. Ведь мы хотим, чтобы люди заводили больше детей, правильно? Между тем, чем семья благополучнее, тем более ответственно в ней принимается решение о пополнении: тщательно оцениваются возможности и учитываются дополнительные издержки.

Другая тема связана с репродуктивным здоровьем. Допустим, нам удалось выстроить эффективную пропаганду, все вдруг захотели стать родителями. А тут привет от природы – бесплодие. Эта проблема сегодня имеет ужасающие масштабы, и несмотря на развитие медицины, хорошо бы все-таки сделать так, чтобы больше людей имели возможность зачать ребенка без помощи дорогостоящих технологий.

Если женское репродуктивное здоровье так или иначе у нас является предметом особой заботы, то с мужским значительно хуже. Этой проблемы как бы не существует ни для кого, пока мужчине не ставят диагноз «бесплодие». По данным нашего опроса, 44% мужчин никогда не были на приеме у уролога. Большинство опрошенных считают себя абсолютно здоровыми, но даже в случае подозрения на бесплодие не спешат обращаться к врачу и выяснять причину. Это не изучалось, но такое ощущение, что тема мужского бесплодия серьезно стигматизирована и связана с глубокими комплексами. Поэтому здесь мы вновь упираемся в необходимость большой информационно-просветительской кампании.

Говоря о решении демографических проблем, нельзя не вспомнить о некоммерческих организациях. НКО как никто другой умеют работать, что называется «в полях», общаться с людьми на понятном им языке. Некоммерческие организации могут участвовать как в проведении информационной кампании, так и оказывать реальную помощь на местах. Это и профилактика абортов, и программы по репродуктивному здоровью для молодежи, и помощь молодым родителям, различные проекты по удаленной трудовой занятости для одиноких матерей, курсы профессиональной переподготовки, родительские группы взаимопомощи и так далее. На самом деле, я перечислила то, чем некоммерческие организации уже давно занимаются, правда, пока эта работа носит фрагментарный характер. Будет правильно, если государство даст понять НКО, что проекты в сфере демографии являются приоритетом, и поддержит их участие в этой работе. Например, можно создать специальное направление в рамках конкурса президентских грантов, а также побудить региональные власти развивать на местах аналогичные грантовые направления и активнее вовлекать НКО в оказание соответствующих социальных услуг за счет бюджетных средств.