Версия для слабовидящих

ГлавнаяНовостиИнформационные сообщенияПравительство разработает систему долговременного ухода за пожилыми и инвалидами

Правительство разработает систему долговременного ухода за пожилыми и инвалидами

21.09.2017

Совет при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере выступил с предложением создать в стране систему долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. 20 сентября на заседании Совета предложение было поддержано вице-премьером Ольгой Голодец. Поручение Минтруду и Минздраву разработать проект такой системы будет подписано в ближайшее время.

Суть системы долговременного ухода заключается в выстраивании комплексной и непрерывной помощи нуждающемуся человеку, где бы и в каких обстоятельствах он ни находился: дома, в интернате или в медицинском учреждении. В настоящее время медицинские и социальные услуги разрознены, предоставляются по заявительному принципу, и значительная часть нуждающихся в помощи не может ими воспользоваться лишь по техническим причинам. Например, какие-то услуги по уходу доступны только на базе специализированных интернатов, а если родственники хотят, чтобы их близкий человек проживал дома, то бремя по уходу целиком ложится на их плечи. Кроме того, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда учреждения соцзащиты не имеют возможности оказывать медицинские услуги, а медицинские организации не оказывают услуги социальные. Так, попадая в больницу, пожилой человек или инвалид получает там лечение в соответствии с диагнозом, но не квалифицированный уход. Зачастую, такой порядок приводит к тому, что маломобильного человека постоянно приходится транспортировать из одного населенного пункта в другой, хотя оказать помощь можно на месте. Но даже в интернатах для пожилых и инвалидов получить квалифицированный уход является проблемой, поскольку в штатном расписании нет профессиональных сиделок, а их функции по мере возможности выполняют санитарки.

Но ситуация меняется в лучшую сторону. Ольга Голодец отметила, что в России продолжает расти продолжительность жизни, что ставит перед государством новые задачи. «Сегодня число лиц старшего возраста, старше 70 лет составляет в Российской Федерации 13 млн. 370 тыс. человек. Мы понимаем, что часть людей, которые перешагивают порог семидесятилетнего возраста, требуют дополнительного ухода, требуют специального сопровождения», - заявила О. Голодец. Вице-премьер подчеркнула, что «уход за людьми старшего возраста – это не только доброта и внимание, а это, прежде всего, очень высокий уровень профессионализма». «От профессионализма людей, которые заняты организацией ухода, от тех, кто занимается непосредственно уходом, зависит активное долголетие человека, насколько он сможет чувствовать себя комфортно в старшем возрасте, насколько долго он будет сохранять свои ментальные и физические способности и насколько счастливо он сможет прожить свою третью часть жизни, которую некоторые называют «золотым веком», - добавила она. Зампред правительства сообщила, что уже разработан и готовится к принятию профстандарт врача-гериатра, утвержден порядок оказания гериатрической помощи, определен механизм, позволяющий иметь доступ к гериатрической помощи на всей территории Российской Федерации. В настоящее время в России создается трехуровневая гериатрическая служба, которая включает в себя Федеральный научно-исследовательский институт гериатрии и геронтологии с лабораториями и коечным фондом, гериатрические службы в регионах и кабинеты гериатров при поликлиниках. Кроме того, в 19 образовательных учреждениях осуществляется подготовка и переподготовка соответствующих медицинских кадров. За несколько лет обучение по гериатрическому профилю прошли более 6 тысяч специалистов.

Но медицинская составляющая – это лишь часть комплекса помощи, в которой нуждаются люди старшего возраста. «У нас есть социальная защита, медицинская помощь, пенсионные фонды, досуговые центры. Но все эти сегменты работают в основном внутри себя и сами на себя», — пояснила член Совета, директор благотворительного фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина.

По ее словам, в стране не существует корректных данных, скольким людям требуется долговременный уход, сколько пожилых людей нуждаются в патронаже на дому, сколько семей необходимо поддерживать. Нет релевантной статистики, какое число пожилых людей могло бы посещать дневные досуговые центры, сколько пациентов нуждается в реабилитации после лечения. Огромная группа граждан практически не подпадает ни под какие категории социальной помощи — это родственники и соседи больных и пожилых людей, оказывающие реальный уход.

«Европейские страны тратят на уход за пожилыми и инвалидами в среднем 1,5% ВВП, в то время, как в России на эти цели расходуется примерно 0,2% ВВП», - рассказала член Совета, директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко Мария Морозова. По ее мнению, одной из ключевых проблем создания системы долговременного ухода является выстраивание межведомственного взаимодействия, в том числе, и по вопросам финансирования оказываемых услуг. Мария Морозова также убеждена, что основой долговременного ухода должен быть уход в семье, но для этого необходимо развивать ассистивные технологии на дому. По этому пути в настоящее время идут развитые страны, которые пришли к пониманию, что долговременный уход в семье эффективнее и сокращает финансовое бремя. В России же ситуация обстоит ровным счетом наоборот. В отсутствии помощи от государства при нахождении человека на дому родственники вынуждены помещать своих близких в специализированные учреждения. В противном случае, для ухода за человеком одному из родственников приходится оставлять работу.

Как рассказала член Совета, учредитель Благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Анна Федермессер, что государство теряет колоссальные средства из-за того, что экономически активные члены семьи человека, нуждающегося в уходе, вынуждены отказываться от работы. По данным исследования, на которое сослалась А. Федермессер, по этой причине ежегодно государственный бюджет недополучает примерно 121 млрд. рублей. «Это не какая-то случайная цифра, она рассчитана по специальной формуле. Если не оказывать помощь, то с рынка труда выбывает минимум один родственник», - заявила Анна Федермессер.

«Мы, уверены, что пожилой человек имеет право жить дома и ему нужны более широкие меры поддержки, чем два прихода соцработника в неделю, — отметила Елизавета Олескина. — Следует разработать огромный комплекс важнейших мероприятий: это и единые стандарты ухода, и критерии оценки системы долговременного ухода, и подготовка кадров, и пересмотр штатных расписаний, и улучшение инфраструктуры». Она добавила, что по поручению Президента РФ (от 24 августа 2017 года) за три года правительству предстоит выстроить жизнеспособную гибкую модель системы долговременного ухода, которая будет применима к особенностям регионов, к разной демографической и экономической ситуации, разной географии.

В ближайшее время будет определен список «пилотных» регионов, которые начнут работать по различным моделям системы долговременного ухода. Готовность к участию в «пилотном» проекте уже выразили шесть регионов: Рязанская, Новгородская, Волгоградская, Костромская, Тверская и Псковская области.

Протокол заседания Совета будет опубликован на нашем сайте до конца сентября.

Пресс-служба Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере.