«Многие сложные вопросы удалось сдвинуть с мёртвой точки, выйти на конкретные решения, которые позволяют сделать работу учреждений социальной сферы более адресной. Некоторые вопросы удалось решить, что не всегда просто с учётом масштаба проблем», - заявил Д. Медведев на встрече с членами Совета, которая состоялась 15 декабря в Центре «Благосфера».
Премьер-министр привел несколько успешных примеров совместной работы правительства и общественников в социальной сфере. Среди них - создание системы мер по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в мае 2014 года принято распоряжение Правительства РФ, реформирующее деятельность организаций для детей-сирот); разработка и принятие Концепции развития ранней помощи на период до 2020 года; подготовка Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года; инициатива и разработка «дорожной карты» по повышению доступности наркотических и психотропных обезболивающих препаратов для медицинского применения; содействие в разработке Стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции на период до 2020 года и другие.
«Это некоторые крупные направления, которые потребовали решений Правительства, поэтому я специально об этом говорю. Не все вопросы требуют такого вмешательства. Многие вопросы решаются общественными организациями и коммерческими структурами самостоятельно. И это, может быть, самое ценное, чего удалось достичь за последнее время», - отметил Дмитрий Медведев.
«Это очень необычная форма работы для Правительства. И эта совершенно необычная форма дала такие результаты, - заявила вице-премьер Ольга Голодец, возглавляющая Совет. - Конечно, сегодня это звучит очень понятно, чётко, но с чего мы начинали, каков был уровень непонимания, отсутствие коммуникации между всеми, даже теми, кто здесь присутствует… Все коллеги помнят, с чего мы начинали – и некоммерческие организации, и бизнес, и Правительство. Самое главное достижение в работе совета – что налажены коммуникации, они даже выросли в такие совершенно материальные пространства. Это очень сильно помогает нам продвигаться в социальной сфере».
Тарифы для НКО – поставщиков соцуслуг
В свою очередь, заместитель председателя Совета, директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова рассказала о проблеме выхода социально ориентированных некоммерческих организаций на рынок социальных услуг населению. Она обратила внимание премьера на такие проблемы, как заниженные региональные тарифы, согласно которым власти оплачивают работу НКО. Е. Тополева-Солдунова также обратила внимание на отсутствие у некоммерческих организаций помещений для работы. По ее словам, в Якутии эту проблему начали решать путем создания базы данных неиспользуемых помещений.
Кроме того, зампред Совета попросила Дмитрия Медведева поддержать ряд инициатив, в частности, разработку единого государственного регистра онкологических больных, создание системы долговременного ухода за одинокими пожилыми людьми, а также создание единого реабилитационного санаторно-курортного комплекса для детей и взрослых с инвалидностью на базе санаторно-курортных организаций в Евпатории и Саки.
"Я не могу, конечно, однозначно высказаться в пользу того, чтобы все тарифы были одинаковыми: у нас очень разная страна, и тарифы на социальные услуги в Москве всегда будут выше, а в глубинке они будут ниже, - отреагировал Д. Медведев. - Но кричащей дифференциации тоже быть не должно, нужно искать какой-то оптимум в этой сфере. Поручение такое я готов дать". Д. Медведев также поддержал предложение о создании в регионах баз данных помещений, которые могут быть предоставлены в аренду некоммерческим организациям.
Система долговременного ухода
Директор Благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость», член Совета Елизавета Олескина рассказала подробнее о системе долговременного ухода. «Эта система существует во всем мире, она состоит во всех странах из одних и тех же элементов, - пояснила Е. Олескина. - Это расчёт потребности, скольким людям нужна помощь; это понимание финансовой модели в зависимости от распределения количества людей, которые будут получать помощь в учреждениях или на дому; это меры поддержки семей, которые сами ухаживают; это подготовленные кадры; это огромная работа по информированию, просвещению, обучению, образованию людей». По ее словам, так как эта система сочетает медицинскую и социальную помощь, «очень важно понять, как будет работать механизм межведомственного взаимодействия, как будут сочетаться гериатрия, паллиатив, социальная защита».
На выступление Елизаветы Олескиной отреагировал министр труда и сосзащиты Максим Топилин. «Елизавета Олескина говорила о том, что должна быть «дорожная карта» по долговременному уходу. Мы её со всеми согласовали, и буквально сегодня Ольга Юрьевна её подписала, она готова, - рассказал министр. Он также добавил, что в бюджете на следующий год заложено 100 млн рублей в качестве госсубсидии общественной организации «Старость в радость» на реализацию «дорожной карты». «Эти деньги в бюджете предусмотрены, и мы теперь ждём от вас пакет документов. В январе мы готовы все финансовые ресурсы предоставить. Никаких проблем здесь нет. Надо уже начинать всё это отрабатывать по регионам», - отметил М. Топилин.
Диагностика и лечение онкозаболеваний
Руководитель секции Совета «Медицина и фармацевтика» Пётр Родионов в своем выступлении подробно остановился на вопросах своевременной диагностики и лечения онкологических заболеваний. Буквально несколько месяцев назад Совет рассматривал эти проблемы на одном из своих заседаний. «К нашей работе очень активно подключились общественники, Минздрав, некоторые регионы, и уже есть первые итоги: Минздрав утвердил единые сроки постановки диагноза и начала лечения, и теперь диагноз должен быть установлен в течение 21 дня, а лечение должно быть начато через 15 дней после постановки такого диагноза», - заявил П. Родионов. Вместе с тем, по его мнению, чтобы соблюсти столь сжатые сроки, нужно оптимизировать маршрутизацию пациентов. «Сегодня во многих регионах маршрут до постановки диагноза запутанный и иногда дублирующий. Здесь нужно поднимать роль первичного звена, чтобы каждый лечащий врач мог направить пациента, у которого подозревает онкологическое заболевание, на диагностику, чтобы к врачу-онкологу пациент приходил с результатами диагностики и с предварительным диагнозом», - считает член Совета. П. Родионов предложил утвердить единые алгоритмы и стандарты диагностики, чтобы обследование с самого начала проводилось в объёме, достаточном для постановки такого диагноза. «Потому что бывают случаи, когда диагностика проводится с нарушениями. И при проведении рутинных исследований, таких как, например, маммография, или гистологических исследований нарушения возникают. К примеру, маммографические снимки иногда делаются (в целях экономии) в одной проекции вместо двух», - пояснил он.
Член Совета также обратил внимание на проблему низкого качества диагностики, связанную с недостаточной подготовкой специалистов на местах: «Интерпретация результатов требует особой подготовки и опыта, чего специалистам в поликлиниках порой не хватает». П. Родионов предложил создать референсные клинико-диагностические центры, в которых будет централизованно осуществляться анализ и интерпретация результатов исследований. В качестве успешного примера такой работы общественник привел Республику Татарстан, где анализ маммографических снимков централизован, что, в свою очередь, позволило в 2,7 раза увеличить выявляемость рака молочной железы. Для того чтобы референсные центры заработали в каждом регионе, по мнению П. Родионова, необходимо на федеральном уровне определить функции таких центров, штатное расписание, стандартное оснащение, а на региональном уровне решить вопросы финансового взаимодействия центров и закреплённых за ними медицинских организаций.
Жизнь людей с ОВЗ
Руководитель секции Совета «Проблемы детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья» Елена Клочко напомнила о проблемах совершеннолетних инвалидов. «Детский церебральный паралич после 18 лет никуда не девается. Соответственно, всё та же необходимость и нуждаемость и в санкуре, и в некоторых других вещах. А у нас «убежала» эта категория из показаний к санаторно-курортному лечению. У нас есть петиция, подписанная 27 тысячами родителей. Мы очень просим этот вопрос решить», - обратилась Е. Клочко к премьеру.
Она также рассказала о том, что, по оценкам экспертов, в 10 раз занижено количество выявленных детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Многое, по ее мнению, зависит именно от раннего выявления заболевания. «Если мы упускаем этих детей и выявляем их к трём-пяти годам, они серьёзным бременем, по мировому опыту, ложатся дальше на социалку, пособия и так далее. Вот эта смычка – раннее выявление...», - добавила Е. Клочко.
Семейное устройство детей-сирот
Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», руководитель секции Совета «Дети в трудной жизненной ситуации» Елена Альшанская отметила, что 30% детей в учреждениях для детей-сирот – это дети «родительские», которые находятся там по заявлению родителей. «Это огромная проблема, связанная с недостаточностью услуг в сфере помощи семьям с детьми в первую очередь. Очень многие дети находятся там не потому, что их родители не хотят их воспитывать, а потому, что в силу разных причин не могут. В первую очередь это касается детей с инвалидностью. Когда доступных услуг нет на территории, мама вынуждена иногда увозить ребёнка в интернат за тысячи километров», - пояснила она.
Еще одна проблема, по словам Елены Альшанской, связана с тем, что «старая система деления детей по типам (маленьких – направо, больших – налево, девять типов учреждений с разными видами коррекции) приводит к тому, что социализировать и создать среду, где ребёнок, потерявший семью, мог бы довольно быстро вернуться в свою родную семью или, если такой возможности нет, быть устроенным в новую, невозможно».
«Мы насчитали 11 типов разных учреждений для детей-сирот. А если ещё учесть приюты, социально-психологические центры, это 12–13. Должно быть временное учреждение, абсолютно однотипное – по семейному типу, куда попадает ребёнок в беде и где работа в первую очередь направлена на то, чтобы он был в своей родной семье, а при невозможности – в новой. Это требует некоторых общих решений наших ведомств», - подчеркнула Е. Альшанская.
Паллиативная помощь
«Потребность в паллиативной помощи – порядка 1,3 миллиона человек в год, а если присоединить к этим людям родственников, которые или очень страдают от того, что их близкие не получают адекватную помощь, в первую очередь обезболивание, или, наоборот, остаются признательными и благодарными системе здравоохранения, социальной защиты и системе государственной власти, – так вот, если соединить близких людей и пациентов, то это порядка 18 миллионов человек – огромный сегмент населения, который остаётся на сегодняшний день травмированным тем, что этой помощи в конце жизни почти нет», - начала свое выступление член Совета, член Попечительского совета БФ «Вера» Анна Федермессер.
По ее словам, наиболее острой проблемой для паллиативных пациентов остается доступ к качественному обезболиванию: «В обезболивании нуждается около 800 тысяч, а получили обезболивающую терапию в нужном объёме всего порядка 26 тысяч человек».
«Нам бы хотелось, чтобы каким-то образом были изменены требования к регистрации лекарственных препаратов. Когда человек умирает необезболенным, на мой взгляд, это справедливо приравнивается к пыткам и нарушению прав человека. Можно всё сделать, можно сделать лучше, можно не колоть детям морфин, а давать детям сиропы (как большинство лекарственных препаратов для детей в сиропах) или использовать назальные спреи. Быстро это не произойдёт, если не будет изменено законодательство», - убеждена А. Федермессер.
«Когда мы говорим о «дорожной карте» по обезболиванию, это только одна часть системы паллиативной помощи. Когда мы говорим о профстандартах, это вторая часть. Если говорить о паллиативной помощи в целом, у нас разработан совместно с Открытым правительством (и это поддерживает Ольга Юрьевна) приоритетный проект по повышению доступности и качества паллиативной помощи, - рассказала А. Федермессер. - Вроде бы всё согласовано с Минздравом и Минтрудом. Я три года говорила: чтобы эта тема заработала, как и во всём мире, нужно написать стратегию или концепцию на государственном уровне. К сожалению, это не получилось. Получился приоритетный проект – инструмент, который позволяет межведомственные вопросы решать значительно быстрее. Я очень прошу это поддержать».
Полная стенограмма встречи на сайте Правительства Российской Федерации
Фотоархив встречи Д.Медведева с членами Совета
Пресс-служба Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере